1. Лабораторный опыт. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой (гидрокарбонатом натрия).
Наблюдения. При добавлении к питьевой соде раствора уксусной кислоты наблюдается бурное образование газа с шипением.
ВЫВОД: Это химическое явление.
2. Лаборатрный опыт. Удаление пятен с помощью иодной настойки.
Наблюдения. При нанесении раствора тиосульфата натрия на пятно иодной настойки оно обесцвечивается. Признак этого явления - изменение окраски.
ВЫВОД: Это химическое явление.
3. Заполните пропуски в предложениях.
Вещества, вступающие в химическую реакцию, т.е. исходные вещества, называются реагентами. Вещества, образующиеся в результате реакции называются продуктами реакции.
4. Классифицируйте вещества на реагенты и продукты, заполните нижеприведенную таблицу. Укажите также признаки, сопровождающие указанные реакции.
Признаки химических реакций
5. Заполните пропуски в логических цепочках следующим образом: реагенты - название химической реакции - продукты реакции - признаки химической реакции.
а) Пропан и кислород - горение - H2O, CO2 - выделение тепла.
б) CO2, H2O - фотосинтез - глюкоза и кислород - поглощение тепла.
в) железо и кислород - коррозия - ржавчина - изменение цвета.
г) питьевая сода и уксус - нейтрализация - ацетат натрия, углекислый газ и вода - выделение газа.
6. Домашний опыт. Приготовление лимонада.
Чайной ложкой перемешайте эту смесь. Можете ли вы по внешнему виду отличить кристаллы сахара от кристаллов лимонной кислоты?
Нет
Каким еще способом легче всего различить эти вещества? По каким признакам?
По взаимодействию с другими реагентами.
Возьмите 1 чайную ложку этой смеси и поместитев другой чистый стакан, залейте водой. Лимонад готов!
Вопросы
1. Что менялось в опыте, а что было постоянным?
Цвет растворов и сиходных веществ.
2. Какие бывают виды смесей? Приведите примеры. Какую смесь вы приготовили?
Однородными и неоднородными. Приготовили однородную смесь.
3. В стакане массой 100 г смешали 15 г сахара, 5 г лимонной кислоты, 5 г питьевой соды. Добавили 200 г воды. Масса стакана после проведенного опыта:
а) равна 325 г; б) меньше 325 г; в) больше 325 г.
Обяъсните почему.
Меньше, так как лимонная кислота реагирует с питьевой содой и выделяется углекислый газ.
Наблюдения. При добавлении к питьевой соде раствора уксусной кислоты наблюдается бурное образование газа с шипением.
ВЫВОД: Это химическое явление.
2. Лаборатрный опыт. Удаление пятен с помощью иодной настойки.
Наблюдения. При нанесении раствора тиосульфата натрия на пятно иодной настойки оно обесцвечивается. Признак этого явления - изменение окраски.
ВЫВОД: Это химическое явление.
3. Заполните пропуски в предложениях.
Вещества, вступающие в химическую реакцию, т.е. исходные вещества, называются реагентами. Вещества, образующиеся в результате реакции называются продуктами реакции.
4. Классифицируйте вещества на реагенты и продукты, заполните нижеприведенную таблицу. Укажите также признаки, сопровождающие указанные реакции.
Признаки химических реакций
ПРИМЕРЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ | ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТЫ | ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ |
1. Взаимодействие железных опилок и порошка серы 2. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой 3. Разложение пероксида водорода 4. Горение древесины |
1) железо (Fe) и сера (S) 2) мрамор (CaCO3) и соляная кислота (HCl) 3) пероксид (H2O2) и катализатор (MnO2) 4) древесина, кислород (O2) |
1) сульфат железа FeS 2) CaCl2, CO2, H2O 3) H2o, O2 4) CO2, H2O |
1) черная соль 2) выделение газа 3) выделение газа 4) выделение тепла и газа |
5. Заполните пропуски в логических цепочках следующим образом: реагенты - название химической реакции - продукты реакции - признаки химической реакции.
а) Пропан и кислород - горение - H2O, CO2 - выделение тепла.
б) CO2, H2O - фотосинтез - глюкоза и кислород - поглощение тепла.
в) железо и кислород - коррозия - ржавчина - изменение цвета.
г) питьевая сода и уксус - нейтрализация - ацетат натрия, углекислый газ и вода - выделение газа.
6. Домашний опыт. Приготовление лимонада.
Чайной ложкой перемешайте эту смесь. Можете ли вы по внешнему виду отличить кристаллы сахара от кристаллов лимонной кислоты?
Нет
Каким еще способом легче всего различить эти вещества? По каким признакам?
По взаимодействию с другими реагентами.
Возьмите 1 чайную ложку этой смеси и поместитев другой чистый стакан, залейте водой. Лимонад готов!
Вопросы
1. Что менялось в опыте, а что было постоянным?
Цвет растворов и сиходных веществ.
2. Какие бывают виды смесей? Приведите примеры. Какую смесь вы приготовили?
Однородными и неоднородными. Приготовили однородную смесь.
3. В стакане массой 100 г смешали 15 г сахара, 5 г лимонной кислоты, 5 г питьевой соды. Добавили 200 г воды. Масса стакана после проведенного опыта:
а) равна 325 г; б) меньше 325 г; в) больше 325 г.
Обяъсните почему.
Меньше, так как лимонная кислота реагирует с питьевой содой и выделяется углекислый газ.